Тормозная система Х8

    Многие владельцы Х8 не понимают принципа работы тормозной совмещенной системы своего квадроцикла, поэтому возникает множество вопросов по износу колодок и по прокачке тормозов.
Я попытаюсь максимально понятно описать принцип действия тормозной системы.

    Итак, на Х8 тормозная система совмещенная. Что это значит?
Это значит, что передний и задний тормозные контуры, неким образом совмещены, или объединены. Причем это объединение работает как бы в одну сторону, вернее только при использовании ножного тормоза (педали)

    Я очень схематично попробовал нарисовать схему тормозной ситемы, чтоб было понятнее о чем будет идти речь.
Вот она:


    Здесь нужно обратить внимание на передние тормозные суппорты.
Если посмотреть на квадроцикл, то мы увидим, что к каждому из передних суппортов подходит по два тормозных шланга, и на каждом суппорте имеется по два штуцера для удаления воздуха.
Почему и зачем?
Собственно через передние суппорта и "совмещена" система.
Поршень в каждом суппорте имеет как бы две рабочих поверхности разного диаметра.
В каждом суппорте имеется по две камеры.
Камеры разделены межкамерной манжетой. Она представляет из себя точно такое же резиновое кольцо что и внешняя манжета. Только внешняя не выпускает тормозную жидкость наружу из суппорта, а межкамерная, разделяет камеры переднего и заднего контуров.

    Как же работает эта система?
При нажатии переднего тормоза (тормозная машинка на руле, справа) тормозная жидкость из неё, через тройник, подается в камеры переднего контура на передних суппортах, и давит на поршень суппорта.
Передний тормозной контур обозначен на схеме зеленым цветом.
В итоге, тормозят только передние колеса.
    А вот при нажатии заднего тормоза, тормозят и передние и задние колеса.
Дело в том, что задний тормозной цилиндр двухкамерный. Одна камера (та которая ближе к штоку) работает на задний тормозной суппорт.
А вот та что сзади (кстати роль штуцерного болта для подсоединения этого шланга, играет  выключатель стоп-сигналов, или по народному "тормозная лягушка") через другой тройник, работает на передние суппорта. Жидкость из неё, подается через другой тройник к передним суппортам, только уже к другим камерам. Таким образом, при нажатии заднего тормоза, тормозят и передние колеса.
Задний тормозной контур обозначен на схеме желтым и темно-желтым цветом.

    То есть алгоритм работы тормозов таков:
Нажимаем правую ручку на руле - тормозит ТОЛЬКО перед.
Нажимаем педаль, ТОРМОЗИТ и ПЕРЕД и ЗАД.

Вот фотографии разобранного переднего суппорта. На них прекрасно видны обе манжеты и обе камеры.

    Теперь рассмотрим чем нам "грозит" совмещенная система.
Хорошим её свойством, является то, что при торможении педалью, за счет того что тормозят и задние и передние колеса, торможение получается максимально эффективным. Правда передние колодки снашиваются довольно быстро.

    Небольшое отступление про раздельную тормозную систему...
Многие стремятся разделить тормозную систему "просто так", думая что это что то улучшит. Да, передние колодки станут служить дольше. Но это все положительные стороны разделения. 
Квадроцикл начинает хуже тормозить. При нажатии заднего тормоза, зачастую задние колеса идут юзом, а квадроцикл и не думает останавливаться, и продолжает лететь вперед как снаряд. Поэтому при разделении тормозов, приходится заново привыкать к квадроциклу, вернее к его тормозам, и учится при нажатии педали, ещё и передним тормозом притормаживать, причем аккуратно, не давая передним колесам блокироваться (особенно это актуально при установке передних суппортов от Оки). Только так, аккуратно дозируя усилие, получается максимально эффективное замедление. При совмещенных же тормозах, об этом думать не нужно. При нажатии педали, всё само собой дозируется и эффективно тормозится.
Поэтому я всегда предостерегаю от разделения тормозных контуров "просто так", "для того чтоб было".
Другое дело их ПРИХОДИТСЯ вынужденно разделять при установке передних тормозных суппортов от Оки.

Плохим же свойством совмещенной системы является то, что если межкамерная манжета начинает пропускать тормозную жидкость из одного контура в другой, то мы получаем следующую ситуацию: При нажатии какого то одного тормоза, тормозов либо нет совсем, либо они еле заметны. Почему? Просто потому, что через пропускающую межкамерную манжету в одном из передних суппортов, тормозная жидкость уходит в другой контур, а не давит на поршень. А в другом контуре в это время, тормозной цилиндр находится в состоянии когда шток не нажат, а значит открыт канал сброса давления из контура в бачок. И томозная жидкость вместо того чтоб давить на поршень, уходит в другой контур и далее в его бачок. Один из пользователей писал что при нажатии ножного тормоза, у него тормозная жидкость начинала вытекать из под крышки правой тормозной машинки на руле. То есть, если в одном из суппортов межкамерная манжета начала пропускать, то пропадают оба тормоза одновременно.
   
    Предположим, у Вас нет ни переднего ни заднего тормоза, либо они ватные.  Как проверить жива ли манжета?
Проверить довольно просто. 
1. Нужно нажать СРАЗУ ОБА ТОРМОЗА. И ножной задний и правым рычагом на руле передний. Если тормоза хоть какие то появятся, значит с очень высокой вероятностью это манжета.
2. Второй способ, это открыть любой бачок с тормозной жидкостью, на выбор, и нажать ДРУГОЙ тормоз. В это время следим за уровнем жидкости. Если уровень в этом контуре повышается, значит в него поступает жидкость из другого контура (мы условились что нажали ДРУГОЙ тормоз) и так же с большой вероятностью это манжета.
    Попробую описать почему при нажатии сразу обеих тормозов они всё же могут появится.
В обычном состоянии, когда тормоз мы не нажимаем, в тормозном цилиндре открыт канал для сброса давления из контура в бачок. Это нужно для того, чтоб после того как мы отпустили тормоз, давление в суппорте и шланге сбросилось, лишняя жидкость ушла в бачок, а тормозной диск за счет своих микробиений, люфтов, растолкал немного колодки в стороны, они в свою очередь немного задвинули поршень назад в суппорт, а он вытеснил лишнюю жидкость из камеры, которая по шлангу вернулась бы в бачок.
Так вот понятно, что когда мы нажимаем тормоз, в этом контуре этот канал сброса перекрывается в самом начале нажатия рычага (штока). И вот нажимая оба тормоза, мы во первых перекрываем эти каналы сброса (жидкости уже некуда убежать) да и к тому же, создаем в контурах встречное давление. В этих условиях, даже если межкамерная манжета пропускает тормозную жидкость, то ей всё равно деваться некуда, так как во втором контуре тоже давление, и ей ничего не остается, как давить на поршень.

    Если и при одновременном нажатии тормоза не появляются, и при контроле по уровню всё нормально, то скорее всего у Вас просто завоздушены сразу оба контура. Такое тоже бывает. В этом случае их нужно просто прокачать.
А если всё же манжета? Как определить в каком суппорте? 
К сожалению это невозможно. Дело в том что суппорта соединены через тройники, поэтому определить простыми средствами, какой из них виноват, нет никакой возможности.
Конечно можно например отсоединить от одного из суппортов шланги и заглушить их с помощью болта М10 с гайкой, но при этом Вы скорее всего завоздушите систему.
В этой ситуации лучше всего, учитывая то, что межкамерная манжета не подвержена никаким внешним воздействиям, а начинает пропускать либо от старости, либо от того что в ней имеется брак, слить тормозную жидкость, снять оба передних суппорта, и заменить сразу ВСЕ манжеты. И межкамерные, и внешние в обоих суппортах. Заодно проревизировать состояние поршней.
А потом полностью заменить тормозную жидкость на обычную Дзержинскую "Черепаху". Ну или что то брендовое. Здесь каждый выбирает на свой вкус и кошелек.
Многие отмечают, что с завода в наших любимых Х8 залита жидкость, очень слабо похожая на нормальную тормозную жидкость.




К началу страницы